ДШИ №3 города Курска
Написать сообщение
Пользуйтесь порталом государственных услуг. Это удобно!
Госуслуги

Новости

1 Сентября 2022

Волшебный возраст

31 Августа 2022

Для Вас, уважаемые родители!

14 Июня 2022

Здоровый образ жизни

12 Июня 2022

День России

7 Июня 2022

Курский край без наркотиков

30 Мая 2022

Концерт образцового коллектива любительского художественного творчества ансамбля народной песни "Соловушка"

24 Мая 2022

День славянской письменности культуры

13 Мая 2022

Выход есть. Ты не один. Телефон доверия.

26 Апреля 2022

Отчетный концерт

15 Марта 2022

Волшебная сила искусства

15 Марта 2022

Сообщи, где торгуют смертью!!!

22 Февраля 2022

Пропаганда «компьютерной гигиены»

20 Января 2022

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

20 Декабря 2021

Пушкинская карта

10 Декабря 2021

Стоп коррупция!!!

6 Октября 2021

«Система образования регионов России - детям»

5 Июня 2021

Добрая волна

18 Мая 2021

Против коррупции!

2 Июня 2020

Образы войны

24 Апреля 2020

Внимание! Короновирус!

30 Января 2020

Россия - отчий дом

20 Сентября 2019

«Дарите радость людям!»

5 Мая 2019

Мир равных возможностей

6 Июня 2016

Кодекс чести мужчины Курского края

Галерея искусств » 2021-2022 » Великий реформатор романтизма Ференц Лист

Ференц (Франц) Лист (1811–1886) известен всему миру многочисленными высочайшими достижениями. Это, прежде всего, венгерский композитор, привнесший в музыкальный романтизм оригинальные новации. Неимоверных высот он достиг как гениальный пианист-виртуоз. Также он проявил себя незаурядным дирижёром-просветителем, талантливым педагогом, литератором, критиком, музыкально-общественным деятелем. Вряд ли можно лучше, чем Б. Асафьев, определить историческое значение Ф. Листа. «Величайший поэт мира музыкальных звучаний, приобщивший музыку к глубоким жизненно философским идеям европейской мысли XIX века, в эпоху её высшего расцвета, Ференц Лист и сейчас стоит перед нами во всей полноте гениально одаренной натуры, как непостижимо прекрасная личность, как одна из высочайших вершин творческого делания».

Добавим к этому известную реплику В. Стасова, подчёркивающую особенный вклад Листа в фортепианное искусство: «после Ференца Листа для фортепиано стало возможным всё!»…

Лист стал реформатором не только в композиции или пианизме, но и в формировании новых концертных традиций, которые сохраняются до нашего времени.

Знаковым для всего мирового фортепианного искусства стал год 1839, когда Ф. Лист дал первый сольный концерт в римском дворце русского князя Голицына – Piano Recital. Это своего рода «музыкальный монолог», где герой всего вечера только один пианист, транслирующий публике собственное вѝдение исполняемых пьес.

Известны слова Листа: «Я сказал бы, как Людовик XIV, с гордостью публике: Концерт – это я!». Собственным примером знаменитый виртуоз подчёркивал приоритетную роль исполнителя, который «творит так же, как сам композитор, ибо в нём должны бушевать те страсти, которые он должен передать в их полном великолепии».

Триумфальные выступления практически во всех европейских странах обеспечили ему титул величайшего пианиста мира. Так, И. Мошелес после одного из концертов сказал, что никто не играет подобно Ф. Листу, и что после его выступлений рояль следовало бы закрыть навсегда.

В 1842, 1843 и 1847 Ф. Лист концертировал по городам России, в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, где познакомился с М. Глинкой, А. Рубинштейном, А. Бородиным… Последний концерт состоялся в 1847, когда они с Каролиной фон Витгенштейн покинули Россию навсегда.

Прекращение выступлений на пике популярности до сих пор остаётся для всех таинственной загадкой. Духовные искания привели Листа в монастырскую келью, а в 1865 в Риме он принял духовный сан аббата.

В родном Будапеште в 1875 Лист инициировал открытие Национальной музыкальной академии и был избран её президентом.

Ф. Лист – один из наиболее противоречивых композиторов эпохи романтизма. Однако это вовсе не умаляет и не упраздняет, напротив, пробуждает постоянный интерес к его творчеству. Он был одним из самых просвещённых людей своего времени, отличался широкими энциклопедическими знаниями в разных областях культуры, владел европейскими языками, стремился соединить разные виды искусства.

Яркая и новаторская деятельность Ф. Листа настолько изменила поступь музыкального искусства, что никто уже не мог отрицать наступление новой грандиозной эры, в сравнении с которой предшествующее казалось подготовительными ступенями.

В исполнительстве и сочинительстве Лист всегда был верен собственной природе. Эпоха романтизма как нельзя лучше обрамляла его личность, придавая ему ореол героя, «завоевателя» сцены, постоянно совершающего подвиги. В его стиле сочетаются борьба света и мрака, надежды и фатума, ада и рая, непорочности и искушений.

Фортепианное творчество не только прославило венгерскую культуру, но стало одной из высших точек мирового искусства. Наследие чрезвычайно объёмно. Концерты для фортепиано с оркестром – №1 Es-dur и №2 A-dur, «Пляска смерти», «Венгерская фантазия». Среди сольных произведений: Соната h-moll и Фантазия–соната «После чтения Данте», циклы вариаций, 19 Венгерских рапсодий, Испанская рапсодия, 12 Etudes d'excution transcendante , 6 этюдов по каприсам Паганини, концертные этюды с названиями и без… Среди новаций жанры одночастного концерта, одночастной фортепианной сонаты, образцы романтических жанров – поэмы, баллады, фантазии.

Ф. Листу принадлежат органные сочинения, включая грандиозную Фантазию и фугу на тему BACH. Он сам великолепно играл на органе. В замке Альтербурге (Германия, Веймар) стоял не только его любимый рояль фирмы Эрар, но и диковинный пианомелодиум – гибрид органа и фортепиано с тремя клавиатурами, педалью и несколькими регистрами труб.

Значительную часть творческого наследия (более 1300) составляют транскрипции, парафразы и переложения. Если в Веймарском театре как дирижёр Ф. Лист систематически обращался к постановкам неизвестных публике опер Ф. Шуберта, Р. Вагнера, К. Сен-Санса, Г. Берлиоза, то транскрипции способствовали знакомству просвещённых любителей фортепианной музыки с симфоническими и оперными произведениями великих классиков и талантливых современников.

Влияние виртуозного исполнительства на композиторское творчество стало уже давно известным фактором, определившим неповторимый облик искусства романтизма. Среди выдающихся композиторов-пианистов можно назвать имена Ф. Мендельсона и Ф. Шопена, Р. Шумана и И. Брамса, в русской музыке – М. Балакирева и Н. Рубинштейна, С. Рахманинова и А. Скрябина. На этом поистине блестящем фоне Ф. Лист был «Пианистом №1». Во второй половине XIX века взойдёт звезда Антона Рубинштейна, который наряду с Ф. Листом окажется на вершине пьедестала величайших пианистов романтического искусства.

Ф. Лист любил театральные и драматические эффекты в творчестве и исполнительстве. Обладая феноменальными техническими способностями, огромной силой обаяния, он являл собой фигуру идеального исполнителя, который увлекает за собой неизменно покорённую им публику. Его игра ошеломляла, впечатляла, завораживала. Казалось, что рояль не просто звучал, но обладал способностью к перевоплощениям. Поражала красочность неслыханных звучаний.

Виртуоз изменил постановку рояля на сцене, он развернул инструмент так, чтобы слушатели могли видеть впечатляющий профиль пианиста и его руки. Нередко на сцене находились несколько инструментов, переходя от одного к другому, он играл на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки.

И в наше время многим под силу совершенствовать технику, развивать скорость и беглость, силу и выдержку, поднимать скоростной режим... Однако это будет уровень прочной и стабильной фортепианной игры, но не виртуозность, которая отличала гениальных пианистов романтизма. Перечислим стилевые особенности Ф. Листа: яркость поэтической образности; программность и симфоническая трактовка; разнообразие колористических возможностей; внимание живописным качествам; расширение шкалы исполнительских приёмов; фресковый пианизм; аффект драматизации.

Лист говорил, «когда я играю, то всегда играю для народа галереи…, так, чтобы эти люди, которые платят только пять грошей за своё место, также что-нибудь услышали». Образцом для подражания был Л. Бетховен, с именем которого связано возрастание роли фортепиано в концертной и композиторской практике. Ф. Лист на романтическом пространстве развил бетховенские черты, например, оркестровую природу фортепианного звучания; придумал приёмы, воплощающие на одном инструменте разные тембры, широко использовал регистры и др. Новаторские замыслы оказались пророческими, во многом определившими последующее развитие искусства. Среди множества учеников Листа блистают имена Г. фон Бюлова, К. Таузига, К. Клиндтворта, Ф. Кролля, М. Розенталя, Э. Зауэра, А. Зилоти, А. Рейзенауэра ...

«Мой рояль для меня, что для моряка – его фрегат, что для араба его конь, даже, может быть, больше, так как до сих пор мой рояль – это я сам, это моя речь, это моя жизнь». Стремление к самообразованию сохранилось на протяжении всей жизни Ф. Листа. Я видел – солнцем загорелись дали / Так мощно, что ни ливень, ни поток / Таких озёр вовек не расстилали. / Звук был так нов, и свет был так широк, / Что я горел постигнуть их начало; / Столь острый пыл вовек меня не жёг.

Ференц Лист. Рапсодия № 2 (Нажмит фото)