ДШИ №3 города Курска
Написать сообщение
Пользуйтесь порталом государственных услуг. Это удобно!
Госуслуги

Новости

18 Октября 2023

Сообщи, где торгуют смертью!!!

25 Сентября 2023

Осторожно, МОШЕННИКИ!!!

22 Сентября 2023

Выход есть. Ты не один. Телефон доверия.

21 Сентября 2023

Здоровый образ жизни

6 Апреля 2023

Субботник 3 апреля

31 Марта 2023

Антитеррор

1 Декабря 2022

«Герои Великой Победы-2023»

27 Сентября 2022

Пушкинская карта

26 Сентября 2022

Здоровый образ жизни

1 Сентября 2022

Волшебный возраст

31 Августа 2022

Для Вас, уважаемые родители!

12 Июня 2022

День России

7 Июня 2022

Курский край без наркотиков

30 Мая 2022

Концерт образцового коллектива любительского художественного творчества ансамбля народной песни "Соловушка"

24 Мая 2022

День славянской письменности культуры

26 Апреля 2022

Отчетный концерт

15 Марта 2022

Волшебная сила искусства

22 Февраля 2022

Пропаганда «компьютерной гигиены»

20 Января 2022

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

10 Декабря 2021

Стоп коррупция!!!

6 Октября 2021

«Система образования регионов России - детям»

5 Июня 2021

Добрая волна

18 Мая 2021

Против коррупции!

2 Июня 2020

Образы войны

24 Апреля 2020

Внимание! Короновирус!

30 Января 2020

Россия - отчий дом

20 Сентября 2019

«Дарите радость людям!»

5 Мая 2019

Мир равных возможностей

6 Июня 2016

Кодекс чести мужчины Курского края

Обучающимся » В помощь обучающимся » Зарубежная музыкальная литература » Гендель Георг Фридрих

Материалы взяты с сайта www.muz-urok.ru

Георг Фридрих Гендель  (1685-1759)


Гендель — выдающийся мастер не только хоровой и органной музыки, но и автор замечательных инструментальных сочинений. Литература о Генделе: Р. Роллан — «Гендель». Р. И. Грубер — «Гендель».

C 17 лет служил органистом, а с 18 лет — скрипачом в оперном театре в Гамбурге, где шли в том числе и оперы, сочиненные им.
Сочинил он более 40 опер, около 30 ораторий, много органной музыки и других произведений.

Родился Георг Фридрих Гендель

23 февраля 1685 г. в саксонском городе Галле. (Меньше чем через месяц и менее чем в ста километрах от Галле, в Айзенахе, родится Иоганн Себастьян Бах. Каким-то загадочным образом два этих гения всё время пересекались, хотя у них никогда не получилось встретиться очно.) С самого раннего детства мальчик стал проявлять музыкальные дарования; но отец Генделя, Георг-старший, не хотел, чтобы его сын становился музыкантом. Повинуясь желанию отца, Гендель начал учиться на юриста, но параллельно занимался и музыкой с городским органистом Вильгельмом Цахау – отец не препятствовал таким занятиям в свободное время. Уже здесь мы видим основные черты характера будущего композитора – железную волю и «политический» такт: он хотел стать музыкантом – и стал им, не ссорясь с отцом. В 1697 году старший Гендель умер. Георг из почтения к памяти отца заканчивает юридический факультет Галльского университета, но юриспруденцией не занимается ни дня. Он выбирает путь профессионального музыканта, устроившись на должность городского органиста в Гамбурге – самом музыкальном городе тогдашней Германии. Там он пишет свою первую оперу «Альмира», а через шесть недель после неё – оперу «Нерон». Писал Гендель необыкновенно быстро, безо всякого обдумывания; музыка изливалась из него, как вода льётся из открытого крана (так же сочинял Моцарт; Бах же и Гайдн, наоборот, усердно работали над музыкальным материалом).

В 1707 году Гендель уехал на два года в Италию – «на стажировку», как сказали бы мы сейчас. Италия – это и учёба музыке, и овладение музыкальным менеджментом. Итальянские специалисты, особенно в области оперы, задавали тогда тон по всей Европе. Генделю всю жизнь придётся бороться с итальянцами за своё «место под солнцем»… В Италии Гендель пишет много духовной музыки; и до сих пор она исполняется за католическими богослужениями, хотя по вероисповеданию Георг Фридрих был лютеранином.

В 1710 году Гендель становится придворным дирижёром Ганновера, у герцога Георга Людвига. Но в маленьком Ганновере Генделю очень быстро стало тесно. Испросив у герцога разрешение, он отправляется в Лондон, где пишет для лондонских театров одну оперу за другой. Успех у публики и блеск огромного города очаровал композитора. Он решает «осесть» в Лондоне. Но решение это не было согласовано с его ганноверским работодателем; Гендель всячески хитрил и манкировал своей службой. Герцог злился, а Гендель из Лондона не возвращался. Так продолжалось до 1714 года, когда умерла английская королева Анна. Ближайшим её наследником оказался – о ирония судьбы! – герцог ганноверский Георг Людвиг, который и вступил на английский престол с именем Георга I. Гендель, разумеется, почувствовал себя более чем неловко, и искал, как примириться с королём (от крутых мер Генделя спасало то, что на монарха навалилось великое множество государственных дел, и ему было не до беглеца). Но король любил музыку, и Гендель всё-таки «ублажил» его: организовал грандиозное представление на Темзе, посадив на три баржи по оркестру и исполнив три сюиты под окнами королевского дворца (знаменитая его «Музыка на воде»). Король растрогался, и опальный композитор был прощён.

Итак, Гендель поселился в Англии. Жизнь его была чрезвычайно напряжённой – так что он даже остался холостяком: некогда было жениться… Он много сочинял, но не меньше он занимался тем, что мы сегодня назвали бы «продюссированием». Очень популярна была в Лондоне итальянская опера; Гендель противопоставил ей собственный оперный проект. Ко всему прочему он был весьма практическим человеком, его счета в Английском банке свидетельствуют об интересе к финансовой сфере. Гендель играет на бирже, при этом то разоряется, то опять обогащается; воюет с итальянцами; ругается с принцем Уэльским, опять мирится с ним; получает английское гражданство, становится учителем музыки наследника престола, ссорится со своими либретистами и музыкантами, находит новых авторов и исполнителей – и неустанно пишет музыку.

 Георг Фридрих был толстым и крупным, жизнерадостным, энергичным, очень любящим хорошо покушать… Такая насыщенная жизнь привела его к инсульту, который приключился с ним в 1737 году. Поразительно – Гендель, собрав свою волю в кулак, выздоровел от этой болезни, которую и сейчас-то трудно излечить, а уж в те времена и подавно… Пока он болел, конкуренты-итальянцы взяли над ним верх; генделевские оперы стали непопулярны. От таких переживаний Гендель сделался, как отмечали его друзья и коллеги, каким-то «сосредоточенным»; он стал писать оратории на библейские сюжеты – всё с такой же необыкновенной быстротой. Весь Ветхий Завет оказался охвачен музыкой Генделя: «Иосиф», «Израиль в Египте», «Иисус Навин», «Самсон», «Иефай», «Дебора», «Эсфирь», «Саул», «Иудифь», «Иуда Маккавей» и ещё множество грандиозных музыкальных полотен – вот следствие тяжёлой болезни и жизненных неудач Георга Фридриха.

Поистине он был невероятным тружеником. Такое творческое и профессиональное напряжение привело Генделя к кризису: в 1741 году вдруг иссякает источник его музыки. Из крана перестала течь вода… Гендель очень скорбел и даже впал в уныние. Около года продолжалось это печальное состояние; но так же внезапно, как и началось, оно закончилось. За три недели, в конце лета 1742 года, почти не прерываясь на еду и сон, Гендель написал самое знаменитое своё произведение – ораторию «Мессия» на тексты из Ветхого и Нового Заветов. В благодарность Богу, вернувшему ему творческий дар, Гендель дал обет, что все средства от исполнения «Мессии», где бы и когда бы оратория не исполнялась, будут использованы на вспоможение нуждающимся.

Выздоровевший Гендель опять включается в свою бурную композиторскую, исполнительскую и продюсерскую жизнь. В 1749 году по случаю заключения Аахенского мира Гендель пишет грандиозную «Музыку Фейерверка» – сочинение, исполнявшееся на открытом воздухе сотнями музыкантов в сопровождении разных пиротехнических эффектов. А в 1751 году Георга Фридриха постигает новая трагедия – он слепнет. Безуспешно пытается излечить его от слепоты глазной врач Тэйлор – тот самый, который сделал неудачную операцию (опять эта параллель!) ослепшему (и уже умершему к тому времени) Баху…

Слепота была особенно тяжела Генделю потому, что из-за неё остановилось его творчество. Гендель замыкается в себе; ещё он играет на органе, но уже ни дирижировать, ни организовывать свои музыкальные проекты не может. В одиночестве жил он последние годы в своём доме, неизменно ходя по воскресеньям в церковь на углу Брук-стрит. Гендель предчувствовал приближение смерти. Распорядившись в начале весны 1759 года всем своим имуществом, он простился с близкими и друзьями и – казалось бы, такой «земной» человек – попросил оставить его одного и не беспокоить, потому что, говорил он, «в Страстную Пятницу я умру, чтобы в день Пасхи узреть своего Бога и Спасителя». Так и получилось: умер Гендель в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу 1759 года. Похоронили его, как выдающегося гражданина Англии, в Вестминстерском аббатстве; место рядом с ним через 111 лет занял Чарльз Диккенс.

Ученик и биограф Генделя Чарльз Бёрни писал: «Облик его (который я помню так живо, словно видел его только вчера) был полон достоинства и духовного величия. Выражение лица его было обычно угрюмым, но когда он улыбался, то был похож на пробившиеся сквозь чёрные тучи солнечный луч».

Так и ныне мглу нашей жизни озаряет солнечный луч радостной и величественной музыки Генделя.

Родной дом композитора в городе Галле  Памятник Генделю. На одной из башен отсчитывают время часы, подаренные городу Галле Великобританией в знак признательности за первые 18 лет жизни, которые провел здесь великий Гендель

 

Материалы взяты с сайта www.muz-urok.ru

Музыка на воде