Гендель — выдающийся мастер не только хоровой и органной музыки, но и автор замечательных инструментальных сочинений. Литература о Генделе: Р. Роллан — «Гендель». Р. И. Грубер — «Гендель».
C 17 лет служил органистом, а с 18 лет — скрипачом в оперном театре в Гамбурге, где шли в том числе и оперы, сочиненные им.
Сочинил он более 40 опер, около 30 ораторий, много органной музыки и других произведений.
23 февраля 1685 г. в саксонском городе Галле. (Меньше чем через месяц и менее чем в ста километрах от Галле, в Айзенахе, родится Иоганн Себастьян Бах. Каким-то загадочным образом два этих гения всё время пересекались, хотя у них никогда не получилось встретиться очно.) С самого раннего детства мальчик стал проявлять музыкальные дарования; но отец Генделя, Георг-старший, не хотел, чтобы его сын становился музыкантом. Повинуясь желанию отца, Гендель начал учиться на юриста, но параллельно занимался и музыкой с городским органистом Вильгельмом Цахау – отец не препятствовал таким занятиям в свободное время. Уже здесь мы видим основные черты характера будущего композитора – железную волю и «политический» такт: он хотел стать музыкантом – и стал им, не ссорясь с отцом. В 1697 году старший Гендель умер. Георг из почтения к памяти отца заканчивает юридический факультет Галльского университета, но юриспруденцией не занимается ни дня. Он выбирает путь профессионального музыканта, устроившись на должность городского органиста в Гамбурге – самом музыкальном городе тогдашней Германии. Там он пишет свою первую оперу «Альмира», а через шесть недель после неё – оперу «Нерон». Писал Гендель необыкновенно быстро, безо всякого обдумывания; музыка изливалась из него, как вода льётся из открытого крана (так же сочинял Моцарт; Бах же и Гайдн, наоборот, усердно работали над музыкальным материалом).
В 1707 году Гендель уехал на два года в Италию – «на стажировку», как сказали бы мы сейчас. Италия – это и учёба музыке, и овладение музыкальным менеджментом. Итальянские специалисты, особенно в области оперы, задавали тогда тон по всей Европе. Генделю всю жизнь придётся бороться с итальянцами за своё «место под солнцем»… В Италии Гендель пишет много духовной музыки; и до сих пор она исполняется за католическими богослужениями, хотя по вероисповеданию Георг Фридрих был лютеранином.
В 1710 году Гендель становится придворным дирижёром Ганновера, у герцога Георга Людвига. Но в маленьком Ганновере Генделю очень быстро стало тесно. Испросив у герцога разрешение, он отправляется в Лондон, где пишет для лондонских театров одну оперу за другой. Успех у публики и блеск огромного города очаровал композитора. Он решает «осесть» в Лондоне. Но решение это не было согласовано с его ганноверским работодателем; Гендель всячески хитрил и манкировал своей службой. Герцог злился, а Гендель из Лондона не возвращался. Так продолжалось до 1714 года, когда умерла английская королева Анна. Ближайшим её наследником оказался – о ирония судьбы! – герцог ганноверский Георг Людвиг, который и вступил на английский престол с именем Георга I. Гендель, разумеется, почувствовал себя более чем неловко, и искал, как примириться с королём (от крутых мер Генделя спасало то, что на монарха навалилось великое множество государственных дел, и ему было не до беглеца). Но король любил музыку, и Гендель всё-таки «ублажил» его: организовал грандиозное представление на Темзе, посадив на три баржи по оркестру и исполнив три сюиты под окнами королевского дворца (знаменитая его «Музыка на воде»). Король растрогался, и опальный композитор был прощён.
Итак, Гендель поселился в Англии. Жизнь его была чрезвычайно напряжённой – так что он даже остался холостяком: некогда было жениться… Он много сочинял, но не меньше он занимался тем, что мы сегодня назвали бы «продюссированием». Очень популярна была в Лондоне итальянская опера; Гендель противопоставил ей собственный оперный проект. Ко всему прочему он был весьма практическим человеком, его счета в Английском банке свидетельствуют об интересе к финансовой сфере. Гендель играет на бирже, при этом то разоряется, то опять обогащается; воюет с итальянцами; ругается с принцем Уэльским, опять мирится с ним; получает английское гражданство, становится учителем музыки наследника престола, ссорится со своими либретистами и музыкантами, находит новых авторов и исполнителей – и неустанно пишет музыку.
Георг Фридрих был толстым и крупным, жизнерадостным, энергичным, очень любящим хорошо покушать… Такая насыщенная жизнь привела его к инсульту, который приключился с ним в 1737 году. Поразительно – Гендель, собрав свою волю в кулак, выздоровел от этой болезни, которую и сейчас-то трудно излечить, а уж в те времена и подавно… Пока он болел, конкуренты-итальянцы взяли над ним верх; генделевские оперы стали непопулярны. От таких переживаний Гендель сделался, как отмечали его друзья и коллеги, каким-то «сосредоточенным»; он стал писать оратории на библейские сюжеты – всё с такой же необыкновенной быстротой. Весь Ветхий Завет оказался охвачен музыкой Генделя: «Иосиф», «Израиль в Египте», «Иисус Навин», «Самсон», «Иефай», «Дебора», «Эсфирь», «Саул», «Иудифь», «Иуда Маккавей» и ещё множество грандиозных музыкальных полотен – вот следствие тяжёлой болезни и жизненных неудач Георга Фридриха.
Поистине он был невероятным тружеником. Такое творческое и профессиональное напряжение привело Генделя к кризису: в 1741 году вдруг иссякает источник его музыки. Из крана перестала течь вода… Гендель очень скорбел и даже впал в уныние. Около года продолжалось это печальное состояние; но так же внезапно, как и началось, оно закончилось. За три недели, в конце лета 1742 года, почти не прерываясь на еду и сон, Гендель написал самое знаменитое своё произведение – ораторию «Мессия» на тексты из Ветхого и Нового Заветов. В благодарность Богу, вернувшему ему творческий дар, Гендель дал обет, что все средства от исполнения «Мессии», где бы и когда бы оратория не исполнялась, будут использованы на вспоможение нуждающимся.
Выздоровевший Гендель опять включается в свою бурную композиторскую, исполнительскую и продюсерскую жизнь. В 1749 году по случаю заключения Аахенского мира Гендель пишет грандиозную «Музыку Фейерверка» – сочинение, исполнявшееся на открытом воздухе сотнями музыкантов в сопровождении разных пиротехнических эффектов. А в 1751 году Георга Фридриха постигает новая трагедия – он слепнет. Безуспешно пытается излечить его от слепоты глазной врач Тэйлор – тот самый, который сделал неудачную операцию (опять эта параллель!) ослепшему (и уже умершему к тому времени) Баху…
Слепота была особенно тяжела Генделю потому, что из-за неё остановилось его творчество. Гендель замыкается в себе; ещё он играет на органе, но уже ни дирижировать, ни организовывать свои музыкальные проекты не может. В одиночестве жил он последние годы в своём доме, неизменно ходя по воскресеньям в церковь на углу Брук-стрит. Гендель предчувствовал приближение смерти. Распорядившись в начале весны 1759 года всем своим имуществом, он простился с близкими и друзьями и – казалось бы, такой «земной» человек – попросил оставить его одного и не беспокоить, потому что, говорил он, «в Страстную Пятницу я умру, чтобы в день Пасхи узреть своего Бога и Спасителя». Так и получилось: умер Гендель в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу 1759 года. Похоронили его, как выдающегося гражданина Англии, в Вестминстерском аббатстве; место рядом с ним через 111 лет занял Чарльз Диккенс.
Ученик и биограф Генделя Чарльз Бёрни писал: «Облик его (который я помню так живо, словно видел его только вчера) был полон достоинства и духовного величия. Выражение лица его было обычно угрюмым, но когда он улыбался, то был похож на пробившиеся сквозь чёрные тучи солнечный луч».
Так и ныне мглу нашей жизни озаряет солнечный луч радостной и величественной музыки Генделя.
Родной дом композитора в городе Галле | Памятник Генделю. На одной из башен отсчитывают время часы, подаренные городу Галле Великобританией в знак признательности за первые 18 лет жизни, которые провел здесь великий Гендель |
Материалы взяты с сайта www.muz-urok.ru