Дорогие друзья!
В рамках проекта «Виват, искусство!» мы продолжаем
рассказывать о личностях, которые внесли значительный вклад
в историю мирового искусства.
Карл Павлович Брюллов —
великий русский портретист XIX века
Карл Павлович Брюллов — выдающийся художник первой половины XIX века и самый яркий представитель романтизма в русской живописи родился 23 декабря 1799. Брюллов отступил от свойственных академизму сюжетов, чтобы изображать бытовые сцены и жизнь простых людей, а не героев. Мастер прославился картинами, написанными в солнечной Италии, и полными психологизма поздними портретами русских интеллигентов и аристократов.
Карл Брюллов «Автопортрет» 1848 г.
Художник родился в семье скульптора Павла Брюлло французского происхождения. Отец с ранних лет обучал сыновей рисованию, так что Карл и его старший брат Александр (известный русский архитектор) без труда поступили в Императорскую академию художеств. Уже во время обучения Карл проявлял талант, а за выпускную работу получил большую золотую медаль. Правда, без сложностей не обошлось.Президент академии не захотел отправлять младшего Брюллова в положенную медалистам заграничную поездку, а настоял на дополнительных трех годах обучения. К счастью, путешествие все же состоялось и стало очень плодотворным. Его организовало Общество поощрения художников. Когда вышел указ об отъезде братьев Брюлло, их фамилия была русифицирована.
В Италии Карл Брюллов быстро прославился портретами местной и гостившей за границей русской знати. Итальянский период в его творчестве длился 12 лет и закончился вскоре после завершения «Последнего дня Помпеи». Это полотно называют вершиной русского романтизма. Оно прославилось не только в России, но и в Европе, и даже получило первую премию на парижском Салоне 1834 года. Чтобы передать трагедию как можно точнее, художник побывал на раскопках в Помпеях и сделал множество эскизов.
Монументальное полотно произвело фурор, и император Николай I позвал автора на родину.
Карл Брюллов «Последний день Помпеи», 1833 г.
В 1836 году Брюллов поселился в Санкт-Петербурге и стал преподавать в Академии художеств. В этот период живописец создает обширную портретную галерею художников, писателей, актеров и политических деятелей.
Карл Брюллов «Портрет В.А. Жуковского» 1837 г.
Интересная история связана с портретом Василия Жуковского. Работа была написана специально для розыгрыша в придворной лотерее. На вырученные 2500 рублей Жуковский выкупил крепостного Тараса Шевченко.
Карл Брюллов. «Портрет великой княгини Елены Павловны
с дочерью Марией», 1830 г.
Художник неоднократно рисовал графиню Юлию Самойлову, а так же ее воспитанниц.
Карл Брюллов «Портрет графини Самойловой с воспитанницей
Джованиной Паччини и арапчонком», 1834 г.
Молодые Джованнина и Амацилия изображены на картине «Всадница». За это полотно итальянцы сравнивали художника с Рубенсом и Антонисом ван Дейком.
Карл Брюллов. «Всадница», 1832 г.
Одной из первых заметных картин Брюллова стала жанровая сцена «Итальянское утро», где изображена освещенная лучами утреннего солнца молодая итальянка. Полотно удостоилось похвалы критиков и Николая I. Но следующая работа в подобном стиле, «Итальянский полдень», была раскритикована за повседневность образа, нехарактерную для академической живописи. Обе картины впоследствии украшали личные покои императрицы Александры Фёдоровны в Зимнем дворце.
Карл Брюллов «Итальянский полдень», 1827 г.
Среди портретов кисти Брюллова, созданных в 1830-е и 40-е, сложно выбрать лучшие. Все они отличаются тонкой передачей индивидуальных черт и внутреннего мира героев.
В 1848 году Брюллов занимался росписью купола Исаакиевского собора. Тяжелая работа в сыром и холодном помещении подорвала и без того слабое здоровье мастера. По рекомендации врачей, он едет на остров Мадейра, а заодно посещает Испанию и Италию. Последние годы живописец проводит в доме итальянского семейства Титтони. Умер он в 1852 году недалеко от Рима.