ДШИ №3 города Курска
Написать сообщение
Пользуйтесь порталом государственных услуг. Это удобно!
Госуслуги

Новости

Вчера

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

17 Января 2022

Национальные проекты России
13 Января 2022

Выход есть. Ты не один. Телефон доверия.

20 Декабря 2021

Пушкинская карта

10 Декабря 2021

Стоп коррупция!!!

26 Октября 2021

Сообщи, где торгуют смертью!!!

26 Октября 2021

Здоровый образ жизни

6 Октября 2021

«Система образования регионов России - детям»

1 Июля 2021

Комплекс упражнений для юных музыкантов

12 Июня 2021

День России

5 Июня 2021

Добрая волна

24 Мая 2021

День славянской письменности культуры

18 Мая 2021

Против коррупции!

26 Апреля 2021

"Мы вместе!"

18 Марта 2021

Для Вас, уважаемые родители!

1 Сентября 2020

Волшебный возраст

2 Июня 2020

Образы войны

24 Апреля 2020

Внимание! Короновирус!

30 Января 2020

Россия - отчий дом

20 Сентября 2019

«Дарите радость людям!»

28 Мая 2019

Концерт образцового коллектива любительского художественного творчества ансамбля народной песни "Соловушка"

5 Мая 2019

Мир равных возможностей

6 Июня 2016

Кодекс чести мужчины Курского края

Галерея искусств » 2021-2022 » Композитор Пушкинской поры

Композитор пушкинской поры

Александр Егорович Варламов

(1801 – 1848 гг.).

 

Фильм о жизни творчестве коампозитора

 

 В 2021 году исполняется 220 лет со дня рождения

Александра Егоровича  Варламова

                

«Музыке нужна душа, — писал композитор Александр Варламов, чьи романсы известны широко в России, — а у русского она есть, доказательство — наши народные песни». 

Его романсы « Вдоль по улице метелица идет …», « Горные вершины», «Белеет парус одинокий» в первой половине XIX веке пела буквально вся Россия. Но все тогдашние «рейтинги» побил близкий к песенному жанру романс «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан, не входи, родимая, попусту в изъян...»

Александр Сергеевич Пушкин любил и слушал этот романс вместе с Натальей Гончаровой, в то время его невестой. «...Я уже был влюблен, — вспоминал Пушкин, — и мне очень хотелось сказать ей: «Не говорите вашей матушке того, что говорит в этом романсе девушка своей матери, потому что если вы не выйдете за меня, я уйду в святогорские монахи, не буду писать стихов, и русские хрестоматии много потеряют от этого... Вы же, как Татьяна, выйдете замуж за генерала, и он будет гораздо ревнивее, чем я».

Русский композитор, певец, педагог-вокалист и дирижёр.

28 ноября 1801 в Москве, в семье небогатого «волошского», то есть молдавского дворянина, Егора Ивановича Варламова, родился сын Александр. Ребёнок оказался одарённым с раннего детства, пятилетний Саша всё бегал слушать у дворовых русские песни, попросил отца купить скрипку в подарок и самостоятельно начал подбирать эти песни по слуху. Александр еще ребенком страстно полюбил музыку и пение, особенно церковное. У него обнаружился красивый, звонкий голос.

Александр Егорович Варламов (1801 - 1848 гг.).


Десятилетнего Сашу отец отвёз на обучение в Санкт-Петербург, где в 1811 г. и определил в хористы Певческой капеллы. Зимними вечерами мальчик часто засиживался в классной комнате, где его народные песни на скрипке услышал случайно зашедший в класс директор капеллы знаменитый композитор Д.С. Бортнянский (1751-1825). Вышел интересный разговор: «Играй, играй, друг мой, я тебя послушаю». Д.С. Бортнянский слушал долго, не перебивая. Затем выговорил: «Недурно. У кого учился?» «Я играю по слуху!» — ответил мальчик. Этот человек стал первым и единственным учителем юного дарования. Хорист детского хора Варламов быстро выбился в солисты и пел уже в хоре для взрослых. Саша быстро освоил игру на фортепиано, виолончели, гитаре и даже начал дирижировать.

Варламов, обнаруживший за годы обучения наряду с вокальным талантом незаурядные педагогические способности, был отмечен переводом из Капеллы на службу в Голландию (Брюссель и Гаагу). В 1819 он стал регентом (учителем певчих) при церкви русского посольства и начал карьеру хорового дирижера; служил (псаломщиком) при дворе великой княгини Анны Павловны, принцессы Оранской в Гааге. При дворе повстречал свою будущую жену — Анну Пахомовну Шматкову, дочь камердинера при дворе Анны Павловны. Концерты, опера, театры, выставки, музей, галереи зарубежья закружили юношу вихрем. Он выучил французский и вошел в музыкальную среду артистов, художников, музыкантов. Страдая от ностальгии, начал сочинять инструментальную пьесу «Воспоминание о России». Начал давать концерты как певец и гитарист. 

В 1823 г. Варламов возвратился в северную столицу и стал на жизнь зарабатывать уроками в различных учебных заведениях (в театральной школе, занимался с певчими Преображенского и Семёновского полков) и частных домах. В конце 1828 г. Варламов решил вторично поступить в певческую капеллу и преподнёс императору Николаю I две Херувимских песни (написано было три песни на четыре и восемь голосов). Тогда же он познакомился с М. И. Глинкой. Устраивая у себя на квартире оркестровые и хоровые репетиции своих сочинений, Глинка пользовался помощью Варламова, который присылал к нему певчих для исполнения хоров. 24 января 1829 г. Варламов был определен в капеллу в число «больших певчих», причем на него возложена была обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные партии. Вскоре в зале Филармонического общества он дал свой первый в России концерт, где дирижировал симфоническими и хоровыми произведениями и выступал в качестве певца. В декабре 1831 г. Варламов уволился со службы в капелле, годовой оклад учителя едва позволял сводить концы с концами, и он уехал в Москву. 

С 1832 года по предложению директора московских театров М. Н. Загоскина Варламов стал помощником капельмейстера московских императорских театров и работал под руководством А. Н. Верстовского. Московская императорская труппа работала на двух основных сценах — в Малом театре и Большом театре. Он выступал как певец, вел большую концертную деятельность, причем в основном исполнял свои собственные романсы и песни, был дирижером и, конечно же, сочинял музыку к спектаклям.

Особенно характерна для Варламова, наряду с большой лирической задушевностью его мелодий, огненность его музыки, ее кипучая страстность. Варламов не только много сочинял, он увлекся народной музыкой и занимался сбором и обработкой русских народных песен. В 1834 г. получил звание композитора при оркестре императорских театров. Дебют композитора в пьесе А. А. Шаховского «Рославлёв» в 1832 и работа в театре помогли композитору войти в широкий круг московской художественной интеллигенции, в среде которой было много талантливых людей, разносторонне и ярко одаренных: актеры М. Щепкин, П. Мочалов; певцы О. А. Петров, П. А. Бартенева, А. Я. Билибина; композиторы А. Л. Гурилев, А. Н. Верстовский; поэт Н. Цыганов; писатели М. Загоскин, Н. Полевой... Особенно из этого круга выделял Варламов актрису П. А. Бартеневу. В одном из домашних альбомов Бартеневой вместе с романсами Глинки помещен и ранний варламовский романс «Ох, болит да щемит...». В 1830 г. Бартеневой посвятил Варламов свои произведения «Сяду ль я на лавочку...» и «Вдоль по улице...». По рассказам современников, А. Е. Варламов сочинил музыку романса «Красный сарафан» на стихи Цыганова, вдохновленный образом актрисы М. Д. Львовой-Синецкой. В концертах Александра Варламова кроме собственной музыки звучали и романсы Глинки, и народные песни. Полине Виардо посвятил Варламов романс «Ты не пой, душа-девица...».

К началу 1833 г. относится выход в печать сборника девяти его романсов (в том числе один дуэт и одно трио) с сопровождением фортепиано, посвященного Верстовскому: «Музыкальная книга на 1833 г.». Среди прочих, в этом сборнике были напечатаны «Не шей ты мне, матушка» и очень модная песня «Что отуманилась, зоренька ясная».  

 Среди «русских песен» Варламова преобладали два жанра — лирическая протяжная («Ах ты время, времечко», «Что ты рано, травушка») и скорая плясовая («Вдоль по улице метелица метет», «Соловьем залетным»). Воздействие городского фольклора испытали романсы «На заре ты ее не буди», «Ты не пой, соловей», «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» (слова Цыганова). Близки к музыке М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского романсы Варламова «Одиночество», «Горные вершины». Во всех этих произведениях есть одна черта — их близость к чисто народной музыке. Любовь к народным песням Варламов пронёс через всю жизнь. 

В октябре 1832 года в Большом театре шла премьера пьесы А. А. Шаховского «Рославлев», в основу которой лег роман Михаила Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году». Большим успехом спектакль во многом был обязан музыке песен, которую написали Алексей Верстовский и Александр Варламов (особенно песни «Не шумите, ветры буйные...»).

Так же, как и Александр Алябьев, Варламов был истинным театральным композитором. Недаром такими выразительными получились у него песни Фионы из «Рославлева», Безумной из «Майко», Офелии из «Гамлета». В спектаклях преобладали именно песни Варламова, хотя он сочинил и «Похоронный марш» в «Гамлете», и «Гопак» в «Ночи перед рождеством». Варламов не писал опер, но песни его, созданные к театральным постановкам, оказали влияние на оперное творчество таких композиторов, как Серов («Вражья сила»), Даргомыжский («Русалка»), Чайковский («Чародейка»), считает видный советский музыковед В. А. Васина-Гроссман. В этот же период Варламов сочинил музыку к одноактным балетам «Забавы султана» и «Хитрый мальчик и людоед» (совместно с А. Гурьяновым).

Варламов создал песни и романсы на слова А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Ф. Вельтмана, А. А. Дельвига, Ф. Н. Глинки, А. А. Григорьева, В. А. Жуковского, И. И. Козлова, А. В. Кольцова, А. А. Марлинского, А. Ф. Мерзлякова, М. Л. Михайлова, И. П. Мятлева, А. Н. Плещеева, А. И. Полежаева, Е. П. Ростопчиной, А. В. Тимофеева, А. А. Фета, Н. Г. Цыганова... В этот список можно включить чуть ли не всех поэтов его времени. Автор одной из рецензий писал: «Факт, что большая часть мелодий Варламова перешла в уста всех и каждого, — слишком неоспоримое доказательство огромного таланта». «Мелодист напевно-эмоционального, задушевного строя», — писал о Варламове Б. В. Асафьев.

Варламову принадлежит первое в России методическое пособие по вокалу — «Полная школа пения» в трех частях, выпущенное  1840 году, где он заявил о себе, как о педагоге. Из трех частей слабее обработана первая, теоретическая часть, представляющая переработку парижского профессора Андраде. Но зато вторая, практическая, сделана совершенно самостоятельно, изобилует многими драгоценными замечаниями, не утратившими своего значения и в настоящее время, и изобличающими в авторе большого знатока человеческого голоса. Третья часть заключает в себе десять упражнений для голоса, с аккомпанементом фортепиано, и две русские песни «Ах, не одна-то во поле дороженька» и «Не будите меня молоду».

Основная область творчества Варламова — романсы и песни (около 200, в том числе 42 народных русских песни, аранжированных им для одного голоса с фортепиано, из них четыре малорусских, небольшое число сочинений на три голоса, три церковных произведения для хора (Херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два вальса). Известнейшие из этих произведений — романсы «Красный сарафан», «Оседлаю коня», «Травушка», «Соловушко», «Что отуманилась», «Ангел», «Песнь Офелии», «Мне жаль тебя», «Нет, доктор, нет», дуэты «Пловцы», «Ты не пой» и т. д.).  

В 1842 году Варламов был вынужден поступить на должность учителя пения в Воспитательный дом. Варламов был человеком добрым и не тщеславным. Изгнанный из Большого театра, он остался без работы и без копейки денег. Будучи отцом большого семейства, которое надо было как-то содержать и кормить, композитор и любимец московской публики не без труда занял весьма скромную должность учителя пения в воспитательном доме.

Как это часто бывает в жизни, тучи неприятностей сгущались над головой еще недавно удачливого и преуспевающего музыканта. Осложнились его отношения не только с Верстовским, но и в собственной семье. Раздоры семейные, в конечном счете, привели к разводу с женой, но дети остались с отцом. В 1845 г. Варламов решает переехать в Петербург, надеясь там как-то упрочить свое положение, устроиться на службу и получить жалованье, достаточное, чтобы обеспечить семью. Последние годы жизни композитора связаны с Петербургом. Здесь он работал над сборником народных песен «Русский певец», так и оставшимся незавершенным. Ему пришлось жить только своим композиторским дарованием, уроками пения и ежегодными концертами. Под влиянием неправильного образа жизни, бессонных ночей за картами, разных огорчений и лишений, здоровье пошатнулось, и 15 октября 1848 года он вдруг скончался на карточном вечере у знакомых (от туберкулеза).

Его уход из жизни вызвал многочисленные отзывы в печати. Были и поэтические, и музыкальные. Появилось коллективное сочинение — фортепианные вариации на тему романса Варламова «Соловьем залетным». В 1851 году в свет вышел «Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова», включавший, наряду с его сочинениями, также романсы Глинки, Даргомыжского, Алябьева, Гурилева, Рубинштейна и других. Так, например, Александр Гурилев, используя тему варламовского романса «Соловушко», создал романс «Воспоминание о Варламове» на одноименные стихи Д. Ленского: «Ах! Давно ль, душа соловушко, ты мне песни распевал, а теперь поник головушкой и навеки замолчал! Много в песнях было сладости у Соловушки-певца, мало в жизни знал он радости до последнего конца...»