ДШИ №3 города Курска
Написать сообщение
Пользуйтесь порталом государственных услуг. Это удобно!
Госуслуги

Галерея искусств » Эдвард Григ и Петр Ильич Чайковский: несостоявшаяся встреча.

                 Не многие знают, что великий норвежский  композитор Эдвард Григ и Петр Ильич Чайковский  познакомились 1 января 1888 года, в Лейпциге, на обеде у скрипача Адольфа Бродского, и что это знакомство переросло вскоре в настоящую крепкую дружбу.

        В то время оба композитора уже были  известны и любимы  публикой. В восьмидесятых годах XIX века П.И. Чайковский много путешествовал,  побывал с гастролями  во многих странах. «В моем лице путешествовала русская музыка» так писал об этом  сам Чайковский.

        Как известно круг личного и профессионального общения П.И.Чайковского был очень широким. П.И.Чайковский был лично знаком со многими выдающимися русскими композиторами, а также с европейскими коллегами – композиторами: Берлиозом, Листом, Брамсом,  Дворжаком, Малером и Дебюсси. Но  по-настоящему сдружился Чайковский в своих зарубежных гастролях только с французским композитором Камилем Сен-Сансом и норвежским композитором Эдвардом  Григом.

        В «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году» Пётр Ильич Чайковский так описывает свое первое впечатление от встречи с Эдвардом Григом: «В комнату вошёл очень маленького роста человек, средних лет, весьма тщедушной комплекции, с  плечами очень неравномерной высоты, с высоко взбитыми кудрями на голове и очень редкой, почти юношеской бородкой и усами. Черты лица этого человека, наружность которого сразу привлекла мою симпатию, не имеют ничего особенно выдающегося, ибо их нельзя назвать ни красивыми, ни неправильными; зато у него необыкновенно привлекательные средней величины голубые глаза, неотразимо чарующего свойства, напоминающие взгляд невинного прелестного ребёнка. Я был до глубины души обрадован, когда по взаимном представлении нас одного «другому раскрылось, что носитель этой безотчётно для меня симпатичной внешности оказался музыкант, глубоко прочувствованные звуки которого давно уже покорили моё сердце. То был Эдвард Григ…»

         К моменту знакомства Чайковский уже знал многие произведения Грига, и был очарован его талантом.

         Вскоре завязалась переписка:

         Париж, 2 марта 1888 года. «Знаете ли Вы, что Вы очень известны в Париже? Почти в каждом концерте исполняется что-нибудь Ваше…»

         От Грига из Лейпцига, в середине апреля приходит ответ: «Вы не поверите, какую радость доставила мне встреча с Вами. Нет, не радость - гораздо больше! Как художник и как человек Вы произвели глубокое впечатление.

         «... как я горжусь, что заслужил Вашу дружбу!» - восклицает композитор в следующем письме. В мае, из Дании Эдвард Григ пишет: «... мы должны повидаться, - где бы то ни было: в России, в Норвегии или еще где-нибудь! Родственные души ведь не растут на деревьях!»

          Из Клина, 5 (17) сентября 1888 года приходит письмо: «В Москве были бы очень счастливы видеть и слышать Вас. Если бы Вы могли принять это предложение, то было бы лучше всего, если бы Вы приняли участие в концерте 28 ноября. Очень прошу Вас ответить мне сейчас же! Как Вы поживаете, милый друг? Я написал новую симфонию и увертюру «Гамлет» (которая, правда, ещё не инструментована). Эта увертюра посвящена         Вам…»   И уже 27 сентября Григ отозвался на это событие письмом: «Как дитя радуюсь я увертюре к «Гамлету». Сердечная благодарность за посвящение!»

          По этим письмам можно проследить, как росла и крепла их дружба, как сразу, буквально с первых слов, возникло абсолютное взаимопонимание. Такое понимание было связано с «внутренним родством двух музыкальных натур, хотя и чуждых друг другу по происхождению...». Чайковский неизменно восхищался поэтичностью музыки Грига, свежестью и самобытностью его стиля, а главное чистым, бескорыстным  служением своему народу, созданием национальной народной музыки, к чему стремился и  Чайковский.

           Оба композитора находили наслаждение, воспевая  природу родного края, народные песни,  старинный быт, простые и искренние человеческие чувства.

          Чувствуя это родство двух музыкальных душ, Чайковский писал о музыке Грига: «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик».

      И когда в 1893 году,  Чайковский был первым из русских композиторов удостоен почётного звания доктора музыки Кембриджского университета, это была особая радость, ведь он получил это почетное звание вместе с «милым другом» Эдвардом Григом.

Но, к сожалению, новой встрече не суждено было состояться. В ночь с 6 по 7 ноября 1893 года композитор скончался от холеры «неожиданно и безвременно».