Восточные мотивы в творчестве русских композиторов
Дорогие друзья!
Сегодня в рамках проекта «Виват, искусство!» мы хотим рассказать вам о том, как русские композиторы XIXвека использовали в своём творчестве восточные мотивы.
В русской музыкальной культуре XIX века выделяется особая область, связанная с обращением русских композиторов к другим национальным культурам и фольклору разных народов мира. Именно на этой основе и возник интерес в к восточной тематике - «русскому Востоку». Первым в своем творчестве изобразил восток М.И. Глинка. Затем его традицию продолжил М.А. Балакирева, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римского-Корсакова, А. Глазунова, С. Рахманинова и многие другие отечественные композиторы.
Для русских композиторов, писателей и художников в понятие Востока входил не только арабский восток, Персия, но и Кавказ тоже называли Востоком. Т.к. только в 1801 г. Грузия стала частью России и стало возможно посещать Кавказ, который давал необыкновенно сильные ощущения, впечатления от свей природы, традиций, музыки и танцев. Всё было непривычно, экзотично. Именно поэтому многие образы русской культуры 19 в. своим появлением обязаны именно Кавказу.
Композиторское творчество основано на стилизации музыки Востока. Формируются признаки «Петербургского Востока», к основным чертам которого относится преимущественно обращение к «кавказскому» Востоку условно-обобщённого вида, приоритетность программных произведений и сказочно-фантастической тематики в театрально-сценических, камерно-вокальных и инструментальных жанрах.
М.И. Глинка, основоположник русской классической музыки, много путешествовал, в том числе по странам Востока. Поэтому в его музыке встречаются не только русские, но и восточные мотивы. Например, в его опере «Руслан и Людмила» в волшебном замке Наины звучит Хор персидских девушек «Ложится в поле мрак ночной». В его основе - восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. Отсюда и название - "Персидский хор". Хор персидских девушек
Те же особенности проявляются в "Персидском танце" Модеста Мусоргского в его опере "Хованщина".Танец персидских рабов
«Арабский танец» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского — таинственная, чарующая музыка в восточном стиле. Музыка неторопливая, медленная, с однообразным аккомпанементом, словно дышит зноем арабских пустынь. Чайковский «Арабский танец кофе»
Особой оригинальностью и сказочностью отличаются произведения Римского-Корсакова. Тема Востока присутствует во многих его произведениях. Но особенно ярко он звучит в опере «Садко» в «Песне индийского гостя».Садко Песня Индийского гостя
Вершиной воплощения востока Н.А. Римского-Корсакова является симфоническая сюита «Шахеразада». За основу Николай Андреевич взял сюжет арабской сказки «Тысяча и одна ночь», она представляет собой программное произведение. Б.В. Астафьев назвал ее одной из ярчайших страниц русской музыки о Востоке, самой выдающейся оркестровой восточной партитурой XIX века.
Сегодня мы приглашаем вас послушать чарующую музыку Николая Андреевича Римского-Корсакова и перенестись в чудесные сказки Шехерезады.
(Нажмите на фото)